Как не стать роботом в бездушном механизме

Вчера прочел в рассылке знакомого предпринимателя интересную историю.

Автор письма сетовал, что его сотрудники делают только то, что написано в инструкциях.

А если по инструкции результат не получается, потому что ситуация изменилась, если шажок в сторону нужно сделать и новое решение придумать, творческий подход подключить, то они бессильны. И самому владельцу приходится вмешаться, иначе проблема не решается.

Он резюмирует:

Команда — замечательные ребята, но они “роботы”. Делают ровно то, что им велено, и делают на “5+”. Но голова должна быть и у вас на плечах!

Это типичная проблема большинства так называемых «системных» бизнесов.

Как-то зашел перекусить в пиццерию. Известная сеть, куча филиалов/франшиз по стране и даже за рубежом. И столкнулся с точно такой же ситуацией.

Сотрудник-кассир, который принимает заказы, вышел. Его напарник ходил туда-сюда перед прилавком, не обращая на меня внимания. Я позвонил пару раз в звонок — и ничего. Пожав плечами, ушел.

При этом в пиццерии в двух шагах еще с десяток сотрудников, которые занимаются чем-то другим или просто ждут чего-то. Но не могут подойти к кассе и принять заказ — это не их обязанности. И плевать, что заказы не принимаются. Главное соблюдать свою инструкцию.

Безумие? Не совсем.

***

С некоторых пор интересуюсь структурами управления и бизнес-процессами. И выяснил, что принцип «роботов» часто внедрен намеренно.

Да, в этом есть плюсы для собственника.

Не нужно долго «выращивать» специалистов — все процессы выстроены так, что можно в любой момент заменить любого сотрудника. Схватить с улицы первого попавшегося под руку, дать инструкцию — и через час сможет делать то же самое, что делал предшественник.

Так решается и снижение зависимости бизнеса от персонала. Не вышел, заболел, умер? Свободная касса! Следующий!

И «роботы» сотрудники не из-за их качеств, а потому, что так выстроена система управления в компании. Для творчества нет места.

Я лично против такого подхода к людям, хотя и далек от того, чтобы идеализировать их. Но прекрасно понимаю владельцев бизнеса, которым по барабану, обезьяны у них за прилавком стоят и пиццу пекут, роботы или еще какие организмы. Лишь бы бизнес был прибыльным.

Да, в такой системе возможны сбои или даже полный крах — если инструкции войдут в противоречие с новой реальностью, придется что-то перестраивать.

Но с этим можно мириться, пока идет прибыль.

А проблемы сотрудников и их деградация никого не волнуют. Капитализм, все дела. Выдохнутся — новых наймут.

К слову, это примеры типичной бюрократической системы управления (читаю книгу по теме — интересно разобраться).

Итак, позиция владельца понятна. А что сотрудники?

***

Меня это поначалу удивляло, но большинство не против работать в такой системе — и даже в целом довольны.

Рассуждают примерно так: думать не надо, что сказали/написали, то и делай. Если всё навернется, скажу, что просто выполнял приказы — мое дело маленькое.

И такой подход, оказалось, совсем не нов:

Мечта рабов: рынок, где можно было бы покупать себе господ (с) Ежи Лец

Ну, OK, дело то хозяйское.

Но я бы подумал вот о чем, прежде чем становиться «роботом» в чьей-то системе.

***

Не так давно у меня в городе были ларьки с водой, в которых сидели бабушки на разливе. Не заметил, когда это произошло, но сейчас ларьки снабжены системами самообслуживания. Бабушки больше не нужны.

Интересно, что в Японии для таких случаев есть гуманные традиции.

Ненужных при внедрении автоматики сотрудников не увольняют. А позволяют работать даже на потерявших всякий смысл должностях — например, проверять за роботами их работу, что в общем-то бессмысленно. И так пока очередные пенсионеры не уйдут на пенсию и не освободят менее бесполезные рабочие места.

Но в любом случае автоматизация постоянно продолжается — самые разные профессии то и дело становятся способны выполнять роботы.

Официанты-люди больше не нужны

И несмотря на теперешнюю техническую отсталость, всё это просачивается и к нам — с задержкой, но неуклонно.

Что в итоге?

***

Модели бизнесов, клонируемые с западных, имеют систему управления не под людей, а под роботов. Они полностью готовы к замене сотрудников-«роботов» на настоящих роботов — это лишь вопрос времени.

Возникает вопрос: а бывают ли альтернативные системы, для людей?

До какого-то времени не думал, что возможно по-другому.

Но случайно наткнулся на автора, который такую альтернативу разработал и внедрил в свое время на крупном промышленном предприятии. А еще он отыскал примеры собственников, тоже пришедших к подобному, не поленился и описал всё это в книге.

Причем коммерческий успех и потенциал таких организаций выше, потому что задействуется интеллект всех сотрудников — каждый становится предпринимателем внутри общей системы.

Да, этот путь сложнее и не так очевиден. Но мне лично больше нравится.

Потому что человечнее, что-ли. Не вижу большого смысла в системах для работы людей в качестве роботов. Тем не менее, сейчас они доминируют. А что будет дальше, когда роботы заменят всех, кого в принципе можно ими заменить — время покажет.

Большинству бизнесов ситуация только на руку — и мало кто из владельцев будет что-то менять. А тем более думать, как позаботиться о людях.

У сотрудников два пути. Первый — свой бизнес. Второй — развиваться так, чтобы не просто не быть роботом, а стать незаменимым, одним из лучших в своем деле.

P. S. Пишите мысли в комментариях, если тема интересна 😉

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПОЛУЧИТЬ
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
close-link
Подпишитесь на мою регулярную рассылку по маркетингу (:
Подписаться
close-image