Вчера прочел в рассылке знакомого предпринимателя интересную историю.
Автор письма сетовал, что его сотрудники делают только то, что написано в инструкциях.
А если по инструкции результат не получается, потому что ситуация изменилась, если шажок в сторону нужно сделать и новое решение придумать, творческий подход подключить, то они бессильны. И самому владельцу приходится вмешаться, иначе проблема не решается.
Он резюмирует:
Команда — замечательные ребята, но они “роботы”. Делают ровно то, что им велено, и делают на “5+”. Но голова должна быть и у вас на плечах!
Это типичная проблема большинства так называемых «системных» бизнесов.
Как-то зашел перекусить в пиццерию. Известная сеть, куча филиалов/франшиз по стране и даже за рубежом. И столкнулся с точно такой же ситуацией.
Сотрудник-кассир, который принимает заказы, вышел. Его напарник ходил туда-сюда перед прилавком, не обращая на меня внимания. Я позвонил пару раз в звонок — и ничего. Пожав плечами, ушел.
При этом в пиццерии в двух шагах еще с десяток сотрудников, которые занимаются чем-то другим или просто ждут чего-то. Но не могут подойти к кассе и принять заказ — это не их обязанности. И плевать, что заказы не принимаются. Главное соблюдать свою инструкцию.
Безумие? Не совсем.
***
С некоторых пор интересуюсь структурами управления и бизнес-процессами. И выяснил, что принцип «роботов» часто внедрен намеренно.
Да, в этом есть плюсы для собственника.
Не нужно долго «выращивать» специалистов — все процессы выстроены так, что можно в любой момент заменить любого сотрудника. Схватить с улицы первого попавшегося под руку, дать инструкцию — и через час сможет делать то же самое, что делал предшественник.
Так решается и снижение зависимости бизнеса от персонала. Не вышел, заболел, умер? Свободная касса! Следующий!
И «роботы» сотрудники не из-за их качеств, а потому, что так выстроена система управления в компании. Для творчества нет места.
Я лично против такого подхода к людям, хотя и далек от того, чтобы идеализировать их. Но прекрасно понимаю владельцев бизнеса, которым по барабану, обезьяны у них за прилавком стоят и пиццу пекут, роботы или еще какие организмы. Лишь бы бизнес был прибыльным.
Да, в такой системе возможны сбои или даже полный крах — если инструкции войдут в противоречие с новой реальностью, придется что-то перестраивать.
Но с этим можно мириться, пока идет прибыль.
А проблемы сотрудников и их деградация никого не волнуют. Капитализм, все дела. Выдохнутся — новых наймут.
К слову, это примеры типичной бюрократической системы управления (читаю книгу по теме — интересно разобраться).
Итак, позиция владельца понятна. А что сотрудники?
***
Меня это поначалу удивляло, но большинство не против работать в такой системе — и даже в целом довольны.
Рассуждают примерно так: думать не надо, что сказали/написали, то и делай. Если всё навернется, скажу, что просто выполнял приказы — мое дело маленькое.
И такой подход, оказалось, совсем не нов:
Мечта рабов: рынок, где можно было бы покупать себе господ (с) Ежи Лец
Ну, OK, дело то хозяйское.
Но я бы подумал вот о чем, прежде чем становиться «роботом» в чьей-то системе.
***
Не так давно у меня в городе были ларьки с водой, в которых сидели бабушки на разливе. Не заметил, когда это произошло, но сейчас ларьки снабжены системами самообслуживания. Бабушки больше не нужны.
Интересно, что в Японии для таких случаев есть гуманные традиции.
Ненужных при внедрении автоматики сотрудников не увольняют. А позволяют работать даже на потерявших всякий смысл должностях — например, проверять за роботами их работу, что в общем-то бессмысленно. И так пока очередные пенсионеры не уйдут на пенсию и не освободят менее бесполезные рабочие места.
Но в любом случае автоматизация постоянно продолжается — самые разные профессии то и дело становятся способны выполнять роботы.
И несмотря на теперешнюю техническую отсталость, всё это просачивается и к нам — с задержкой, но неуклонно.
Что в итоге?
***
Модели бизнесов, клонируемые с западных, имеют систему управления не под людей, а под роботов. Они полностью готовы к замене сотрудников-«роботов» на настоящих роботов — это лишь вопрос времени.
Возникает вопрос: а бывают ли альтернативные системы, для людей?
До какого-то времени не думал, что возможно по-другому.
Но случайно наткнулся на автора, который такую альтернативу разработал и внедрил в свое время на крупном промышленном предприятии. А еще он отыскал примеры собственников, тоже пришедших к подобному, не поленился и описал всё это в книге.
Причем коммерческий успех и потенциал таких организаций выше, потому что задействуется интеллект всех сотрудников — каждый становится предпринимателем внутри общей системы.
Да, этот путь сложнее и не так очевиден. Но мне лично больше нравится.
Потому что человечнее, что-ли. Не вижу большого смысла в системах для работы людей в качестве роботов. Тем не менее, сейчас они доминируют. А что будет дальше, когда роботы заменят всех, кого в принципе можно ими заменить — время покажет.
Большинству бизнесов ситуация только на руку — и мало кто из владельцев будет что-то менять. А тем более думать, как позаботиться о людях.
У сотрудников два пути. Первый — свой бизнес. Второй — развиваться так, чтобы не просто не быть роботом, а стать незаменимым, одним из лучших в своем деле.
P. S. Пишите мысли в комментариях, если тема интересна 😉
Комментарии: